РУБРИКА: Театр. Гастроли.

Маэстро снова сыграл в Москве.


На сцене Театра им. Маяковского прошли гастроли


Театра русской драмы из Риги.


    Когда-то, в советские времена, Рига была для театралов такой же Меккой, как Москва, Ленинград, литовский городок Паневежис. Цены билетов на поезда были доступны даже студентам, до визового режима было далеко - можно было спокойно рвануть на субботу-воскресенье в Ригу, где царили блистательные, по-европейски стильные театральные режиссеры Аркадий Кац и Адольф Шапиро. Потом все кончилось, и начались постперестроечные скандалы и выяснения, кто - какой национальности и на каком языке ставит свои спектакли. Театры подзапустели, стильные режиссеры перебрались в Россию, кончились обменные гастроли. И вот наконец-то: восстановление оси Рига-Москва!

    Свой лучший спектакль "Плутни Скапена" по Мольеру Рижский театр русской драмы показал в первый день гастролей. Самым пафосным, однако, оказался день последний, когда билетеры и администраторы "Маяковки", где шли спектакли, с белыми от злости глазами с трудом сдерживали безбилетную толпу, желавшую как угодно пробиться, просочиться, сесть на пол, лишь бы увидеть мюзикл Раймонда Паулса "Керри", а за роялем - самого Маэстро, чья музыка, как ни странно, совершенно не устарела за 23 года со дня ее создания, а свинговать он подолжает на уровне крупнейших джазовых звезд.

    Вообще, сегодняшнее ощущение от Рижского русского - как от элегантного парфюмерного флакона серии "два в одном". Под одной крышей проживают две совершенно разные театральные стилистики. Одна - поселившаяся там до прихода нынешнего главного режиссера. Другая - пришедшая вместе с Геннадием Тростянецким (из питерского театра "На Литейном"), испоеведующим зрелищность и игровую стихию. Именно этим, буквально с первых же секунд, ошеломляют его "Плутни Скапена". Почти полное отсутствие статики (движется даже выгородка в виде картинной рамы, периодически превращая очередную мизансцену в старинную гравюру - сценогафия Алексадра Орлова). Синхронизация движений, жестов, разводок доведена до филигранности. Актеры - все будто только что из гимнастического зала или балетной студии (особенно хороши Игорь Чернявский - Аргант и Вадим Гроссман - Октав). Тексты Хармса, стихи Пушкина и Превера, диалоги Шекспира вписываются в пьесу так, как будто сам Мольер хотел этого. Живой оркестр играет джаз и Верди. Спектакль сверкает и пенится, как хорошее шампанское. И в центре всего этого - Скапен: артист Яков Рафальсон, абсолютная звезда. С его актерской техникой можно быть и рыжим клоуном и героем-любовником... А можно играть и фрейдистские драмы, что он и делает в спектакле "Пляска смерти" по Августу Стриндбергу. Вместе с горячо любимой в России Лилитой Озолиня.

    Если в "Скапене" герои теряют все, чтобы получить взамен главное для них - любовь, то героиня "Керри" отдает брошенные к ее ногам чувства за успех, сценический успех. Роль, требующая звездных исполнительниц - иначе просто нет смысла ставить спектакль. Оказывается, в Рижском русском есть две молодые актрисы уровня, вполне приближенного к Лайзе Минелли или Барбаре Стрейзанд. Обе - красавицы. Марию Наумову, рассказывают, привел в театр сам Паулс. Вероника Плотникова окончила студию при театре. Наумовой, впрочем, просто не хватает в спектакле движения, пространства, сольных партий; она, - сознательно или нет - подчиняет себе партнеров, кордебалет, музыкантов... Плотникова, наоборот, тонко чувствует партнеров. В результате - два совершенно разных спектакля, объединенных режиссерской избретательностью Тростянецкого и ностальгическими воспоминаниями, а у молодых зрителей - узнаванием, как это все начиналось: мюзикл в России, тогда еще Советском Союзе. Когда не успели доехать до нас убберовские "Кошки" и видеокассеты с "Исусом Христом", когда до дорогущего "Метро" и нынешнего "Норд-Оста" было далеко-далеко...

Галина ОБЛЕЗОВА

Сайт управляется системой uCoz