РУБРИКА: | Латвия: взгляд изнутри |
По дорогам России все еще "бегают" некогда популярные
"рафики". Но они доживают свой век, причем не только в бывших республиках
Союза, а и у себя на родине - в Латвии. Завод в Елгаве (именно здесь собирают
"РАФы") некогда считался флагманом местной индустрии. Сегодня же он зажат
тисками проблем. Они начались здесь с того времени, когда Латвия стала на путь
независимости. Наверное, как и в жизни человека - в жизни страны срабатывает принцип:
приобретал одно, терялось другое.
Вот и РАФ начал терять те многочисленные связи, которые он имел,
когда Латвия входила в Союз. Справедливости ради заметим, что этот завод довольно долго
боролся за свое существование. Однако РАФу не помогло ничего: ни слаженные действия
рабочего коллектива, ни личные связи самого гендиректора Николая Самодурова, который не раз
приезжал к российским партнерам, чтобы с их помощю поправить дела.
А проблем здесь сегодня хоть отбавляй. Тот микроавтобус, который
заводчане выпускали раньше, уже безнадежно устарел, отстал от современных запросов
потенциальных покупателей. На РАФе стали думать о завтрашнем дне. Сделали опытные образцы
конкурентноспособной модели - микроавтобуса высокого класса "RAF-STILS",
который получил высокую оценку и на российских выставках. Этой моделью заинтересовались и
на Западе. Например, в агентство приватизации Латвии обратились богатые фирмы, которые
пожелали инвестировать АО РАФ. Но руководство елгавского завода очень внимательно отнеслось
к этой проблеме. Ведь в число "инвесторов" могли попасть и откровенные
махинаторы. Скажем, можно ли было вести серьезный разговор с одной из финских фирм (которая
тоже имела виды на РАФ), у которой уставной капитал оказался всего лишь в 1 тыс. фунтов
стерлингов.
У мэра г. Елгавы сложилось даже такое мнение по поводу завода,
дескать, различные визитеры, желающие получить завод, попросту хотят свернуть на нем все
производство и таким образом устранить опасного конкурента и лишить Латвию экспортной
отрасли. Но есть и серьезные предложения. Так, вице-президент иностранного отдела
"Дженерал моторс" Луис Сенде и американский посол в Латвии уже приезжали на АО
РАФ с конкретными предложениями. Гости дали высокую оценку рафовским специалистам. А
точнее - той модели автомобиля, которая готовится к серийному выпуску в 1997 году.
Что и говорить, такие деловые контакты для рафовцев (да и для самой
Латвии) обернулись бы солидной выгодой. Ведь многие местные предприятия получили бы
гарантированные заказы для сборки новой модели, чего так сегодня им не хватает. А ведь это
и новые рабочие места, и повышение уровня жизни людей. Однако хороший проект так и остался
на бумаге. Почему-то сотрудничеству с заокеанскими партнерами РАФа правительство ЛР не
придало большого внимания.
А ведь рафовская модель "РАФ-2915" заинтересовала по
своим техническим характеристикам специалистов ведущих мировых компаний. Но эта модель
выбыла во 2-м туре из конкурса при решении, какие санитарные машины должны быть в Латвии.
Предпочтение было отдано французским.
Какова же дальнейшая судьба РАФа? Сегодня государству принадлежит 51%
в АО РАФ. Свой пакет акций оно намерено продать. Уже определен срок приватизации - 1 июля.
От огромного коллектива скоро останется всего 1300 работников. А что делать, ведь
производство сокращается. И тем не менее здесь в этом году должны выпустить около 3,5 тыс.
микроавтобусов, в том числе и санитарных. Руководство завода все же надеется установить
прерванные связи с российскими партнерами. В свою очередь и в России есть заинтересованные
организации, которые готовы купить какой-то процент рафовских акций. Но с этим делом надо
не тянуть, а то можно и опоздать.
Кстати, а будут ли в России покупать "рафики"? На этот
вопрос местные производители ответить затрудняются. Да и кто конкретно может сказать,
например, о том, как будут развиваться политические события не только в РФ, но и в СНГ.
Хотя если говорить о технической стороне "рафиков", то вся их комплектация -
российская.
Ясно одно, скоро РАФ приватизируют. Право первой руки - у самих
работников завода. Но на это предприятие "положили" глаз и зарубежные
покупатели. Они уже имеют и свой бизнес-план, по которому оставят на заводе лишь 500
человек. Уже есть и "задумки": какой будет новая машина, которую станут
выпускать "заграничные" хозяева. Цена ее будет не "рафовская" - 10
тыс. долларов США, а более высокая, порядка 25-40 тыс. долларов. Но все это пока лишь
прогнозы.
Николай ЗУБЦОВ,
соб. корр. "ВМ"
по Прибалтике
г. Рига