РУБРИКА: Латвия: взгляд изнутри

РАФ давно буксует?..


    По дорогам России все еще "бегают" некогда популярные "рафики". Но они доживают свой век, причем не только в бывших республиках Союза, а и у себя на родине - в Латвии. Завод в Елгаве (именно здесь собирают "РАФы") некогда считался флагманом местной индустрии. Сегодня же он зажат тисками проблем. Они начались здесь с того времени, когда Латвия стала на путь независимости. Наверное, как и в жизни человека - в жизни страны срабатывает принцип: приобретал одно, терялось другое.

    Вот и РАФ начал терять те многочисленные связи, которые он имел, когда Латвия входила в Союз. Справедливости ради заметим, что этот завод довольно долго боролся за свое существование. Однако РАФу не помогло ничего: ни слаженные действия рабочего коллектива, ни личные связи самого гендиректора Николая Самодурова, который не раз приезжал к российским партнерам, чтобы с их помощю поправить дела.

    А проблем здесь сегодня хоть отбавляй. Тот микроавтобус, который заводчане выпускали раньше, уже безнадежно устарел, отстал от современных запросов потенциальных покупателей. На РАФе стали думать о завтрашнем дне. Сделали опытные образцы конкурентноспособной модели - микроавтобуса высокого класса "RAF-STILS", который получил высокую оценку и на российских выставках. Этой моделью заинтересовались и на Западе. Например, в агентство приватизации Латвии обратились богатые фирмы, которые пожелали инвестировать АО РАФ. Но руководство елгавского завода очень внимательно отнеслось к этой проблеме. Ведь в число "инвесторов" могли попасть и откровенные махинаторы. Скажем, можно ли было вести серьезный разговор с одной из финских фирм (которая тоже имела виды на РАФ), у которой уставной капитал оказался всего лишь в 1 тыс. фунтов стерлингов.

    У мэра г. Елгавы сложилось даже такое мнение по поводу завода, дескать, различные визитеры, желающие получить завод, попросту хотят свернуть на нем все производство и таким образом устранить опасного конкурента и лишить Латвию экспортной отрасли. Но есть и серьезные предложения. Так, вице-президент иностранного отдела "Дженерал моторс" Луис Сенде и американский посол в Латвии уже приезжали на АО РАФ с конкретными предложениями. Гости дали высокую оценку рафовским специалистам. А точнее - той модели автомобиля, которая готовится к серийному выпуску в 1997 году.

    Что и говорить, такие деловые контакты для рафовцев (да и для самой Латвии) обернулись бы солидной выгодой. Ведь многие местные предприятия получили бы гарантированные заказы для сборки новой модели, чего так сегодня им не хватает. А ведь это и новые рабочие места, и повышение уровня жизни людей. Однако хороший проект так и остался на бумаге. Почему-то сотрудничеству с заокеанскими партнерами РАФа правительство ЛР не придало большого внимания.

    А ведь рафовская модель "РАФ-2915" заинтересовала по своим техническим характеристикам специалистов ведущих мировых компаний. Но эта модель выбыла во 2-м туре из конкурса при решении, какие санитарные машины должны быть в Латвии. Предпочтение было отдано французским.

    Какова же дальнейшая судьба РАФа? Сегодня государству принадлежит 51% в АО РАФ. Свой пакет акций оно намерено продать. Уже определен срок приватизации - 1 июля. От огромного коллектива скоро останется всего 1300 работников. А что делать, ведь производство сокращается. И тем не менее здесь в этом году должны выпустить около 3,5 тыс. микроавтобусов, в том числе и санитарных. Руководство завода все же надеется установить прерванные связи с российскими партнерами. В свою очередь и в России есть заинтересованные организации, которые готовы купить какой-то процент рафовских акций. Но с этим делом надо не тянуть, а то можно и опоздать.

    Кстати, а будут ли в России покупать "рафики"? На этот вопрос местные производители ответить затрудняются. Да и кто конкретно может сказать, например, о том, как будут развиваться политические события не только в РФ, но и в СНГ. Хотя если говорить о технической стороне "рафиков", то вся их комплектация - российская.

    Ясно одно, скоро РАФ приватизируют. Право первой руки - у самих работников завода. Но на это предприятие "положили" глаз и зарубежные покупатели. Они уже имеют и свой бизнес-план, по которому оставят на заводе лишь 500 человек. Уже есть и "задумки": какой будет новая машина, которую станут выпускать "заграничные" хозяева. Цена ее будет не "рафовская" - 10 тыс. долларов США, а более высокая, порядка 25-40 тыс. долларов. Но все это пока лишь прогнозы.

Николай ЗУБЦОВ,
соб. корр. "ВМ"
по Прибалтике
г. Рига

Сайт управляется системой uCoz